О ПОЛЬЗЕ МЫТЬЯ

О ПОЛЬЗЕ МЫТЬЯ

Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости (в том числе и гигиенической). Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня - едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе. Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии - огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своим верованиям и поклонялись самым различным богам. И наиболее "сильными", следовательно, наиболее почитаемыми были бог Солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.
Языческий праздник Ивана Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались "сжечь" зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Баня считалась хранительницей "живой", очищающей воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.
Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением гостеприимства и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостя, постучавшегося в дом, в первую очередь отведут попариться в баньку, а затем предложат стол и постель.
Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях Х-Х11 веков, в которых рассказывается о нравах русичей, сплошь и рядом мы находим упоминания о "мыльнях". Бани назывались "мыльнями", "мовницами", "мовью", "влазнями" и "мовнями". Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали; что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут "творити мовь" когда только захотят. Бани упоминаются и в "Повести временных лет" (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи были сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани.
Стремясь проверить полученные из античных источников сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который банные процедуры производили на больных и страждущих. Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при "мыльнях" стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже "заведениями для немогущих". Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.
Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. Непременный атрибут русской бани - березовый веник - хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка.
Так и думали во все времена чужеземцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что "смерть их пришла и стоит на пороге". А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.
Во многих книгах древности и наших дней иноземные путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?
Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу одноименных бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны.
В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: "...Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно маленькое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают".
Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.
Устройство бань не претерпевало никаких принципиальных изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Изменилось лишь конструктивное воплощение.
Бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. В ее топке разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и "ядренее" пар. На верхнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем стоградусная жара.
Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.
В парилке ты потеешь и теряешь (в среднем) 1 литр жидкости. Естественно, хочется пить. Ты пьешь пиво, чай, воду, и совершенно не представляешь себе, какими полезными для здоровья являются свежевыжатые соки.
С потом выходят шлаки и прочая дрянь, а, употребляя свежевыжатые соки, набираешься биологически чистыми и полезными веществами и витаминами. Причем всё происходит естественно и без нагрузок на организм.
Заходя в парную 2-3 раза в неделю, ты всего за месяц заменишь всю жидкость своего организма, и избавишься от многочисленных токсинов, наслаждаясь при этом баней и классным вкусом свежевыжатых соков. Так сказать, совмещение приятного с полезным. Никаких докторов, диет и издевательств над организмом.
Больше всего для такого очищения подходят морковный или яблочно-свекольный (в пропорции 10:1) соки. Выпей в бане или сразу после бани 0,5 литра свежевыжатого сока, и столько же в течение этого дня. Будешь сильным и здоровым!

Ивановские Бани на Днепре
ул. Набережно-Печерская, 5, Киев
Телефон: +380 (44) 592-59-00
Телефон "Разгуляево": +380 (44) 259 10 00
Без выходных, 6.00 - 23.00
50°25′03.1″N 30°34′37.1″E